Гуманитарный институт

 

Новости института 




Гуманитарный институт Северо-Кавказского федерального университета создан на основании приказа ректора СКФУ от 23 июля 2012 г. №97/0. Само слово «гуманитарный» (от лат. humanitas – человеческая природа, образованность) означает «обращенный к человеческой личности, правам и интересам человека». В число гуманитарных наук входят история, филология, журналистика, лингвистика, искусствоведение, культурология, теология, психология и др. Первые университеты, возникшие в Европе в XI-XIII вв., в основном ориентировались на изучение гуманитарных дисциплин. Практически все крупные современные университетские центры уделяют первостепенное внимание гуманитаристике.


Направления подготовки Гуманитарного института

направления подготовки бакалавриата и специалитета:

  • 41.03.05 – Международные отношения
  • 42.03.01 – Реклама и связи с общественностью
  • 42.03.02 – Журналистика
  • 44.03.01 – Педагогическое образование
  • 45.03.01 – Филология
  • 45.03.02 – Лингвистика
  • 46.03.01 – История
  • 48.03.01 – Теология
  • 51.01.01 – Культурология
  • 51.03.02 – Народно-художественная культура
  • 51.03.03 – Социально-культурная деятельность
  • 51.03.06 – Библиотечно-информационная деятельность
  • 54.03.01 – Дизайн
  • 45.05.01 – Перевод и переводоведение
















направления подготовки магистратуры:

  • 37.04.02 – Конфликтология
  • 41.04.04 – Политология
  • 42.04.01 – Реклама и связи с общественностью
  • 42.04.02 – Журналистика
  • 44.04.01 – Педагогическое образование
  • 45.04.01 – Филология
  • 45.04.02 – Лингвистика
  • 46.04.01 – История
  • 47.04.01 – Философия
  • 51.04.01 – Культурология
  • 54.04.01 – Дизайн
 направления подготовки в аспирантуре:
















  • 41.06.01 – Политические науки и регионоведение
  • 42.06.01 – Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело
  • 44.06.01 – Образование и педагогические науки
  • 45.06.01 – Языкознание и литературоведение
  • 46.06.01 – Исторические науки и археология
  • 47.06.01 – Философия, этика и религиоведение 

Контингент студентов и слушателей Гуманитарного института составляет 1544 человек.


В структуре института:

  1. Кафедра дизайна
  2. Кафедра зарубежной истории, политологии и международных отношений
  3. Кафедра иностранных языков для технических специальностей
  4. Кафедра иностранных языков для гуманитарных и естественно-научных специальностей
  5. Кафедра журналистики
  6. Кафедра истории России
  7. Кафедра культурологии и искусств
  8. Кафедра культуры русской речи
  9. Кафедра лингвистики и лингводидактики
  10. Кафедра отечественной и мировой литературы
  11. Кафедра романо-германского языкознания и межкультурной коммуникации
  12. Кафедра русского языка
  13. Кафедра социальной философии и этнологии
  14. Кафедра рекламы и связей с общественностью
  15. Кафедра теории и практики перевода
  16. Кафедра философии

В институте учебный процесс обеспечивают 325 преподавателей, имеющих высокий уровень квалификации и прошедших стажировку в ведущих научных центрах и университетах России и зарубежных странах, в том числе 55 профессоров. К учебному процессу в Институте привлекаются известные ученые из Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону и других городов, а также специалисты из Великобритании, Германии, Финляндии. В настоящее время ряд дисциплин в Институте преподается на иностранных языках, что повышает академическую мобильность студентов.


При организации учебного процесса в Институте основное внимание уделяется усвоению студентами современного гуманитарного знания, развитию способности интегрировать собственные научные наработки в учебный процесс, умению применять на практике полученный теоретический материал. Студенты в Институте ориентированы на получение навыков деятельности в условиях поликультурного общества. Большое внимание в Институте отводится истории развития российской государственности на Кавказе и геополитической ситуации в Кавказском регионе и Ближнем Востоке, где интересы России пересекаются с другими ведущими факторами мировой политики.Институт проводит активную работу по формированию общекультурной идентичности, используя потенциал кафедр русского языка, культуры русской речи, а также результатов исследовательской работы ученых в области межкультурной коммуникации и этноконфликтологии. Для обеспечения работы в данном направлении функционирует Центр методического сопровождения инновационных проектов и программ гуманитарного профиля Гуманитарного института (руководитель – доцент А.Б. Багдасарова).


Студенты, успешно закончившие магистратуру, имеют возможность продолжить обучение в аспирантуре и докторантуре.


В Институте активно развивается научно-исследовательская работа. Преподаватели и студенты института активно участвуют в международных и всероссийских конференциях. Профессора и доценты Института публикуются в известных научных изданиях Австрии, Венгрии, Германии, США, Италии, Финляндии, Польши, Словакии, Словении, Украины и Белоруссии, Армении, Грузии и Молдавии.


Ученые Гуманитарного института развивают свои исследования в рамках действующих 3 научных школ:

  1. Этнические проблемы современности (кафедра социальной философии и этнологии)
  2. Лингвистика текста: Семантика, синтактика, прагматика (кафедра русского языка)
  3. Функциональное изучение литературы (кафедра отечественной и мировой литературы)

11 научных направлений:

  1. Ближний Восток и Балканы в системе международных отношений (Крючков И.В., доктор исторических наук, профессор)
  2. Повседневная жизнь и проблемы обыденного сознания в истории древнего мира и средних веков (Краснова И.А., доктор исторических наук, профессор)
  3. Новая культурно-интеллектуальная история российской провинции (Булыгина Т.А., доктор исторических наук, профессор)
  4. Кавказ в истории России (Колесникова М.Е., доктор исторических наук, профессор)
  5. Проблема культурного многообразия народов Северного Кавказа (Василенко В.В., доктор исторических наук, доцент)
  6. Становление и современное состояние провинциальной журналистики (Лепилкина О.И., доктор филологических наук, профессор)
  7. Изоморфные и алломорфные признаки языковых систем в аспекте перевода (Серебрякова С.В., доктор филологических наук, профессор)
  8. Медийно-рекламный дискурс: система и динамика (Ежова Е.Н., доктор филологических наук, профессор)
  9. Андрагогические основы профессионального лингвистического образования (Ломтева Т.Н., доктор педагогических наук, профессор)
  10. Формирование профессиональной компетентности лингвиста-преподавателя в межкультурной образовательной парадигме (Московская Н.Л., доктор педагогических наук, профессор)
  11. Когнитивные и лингвокультурологические аспекты словаря и дискурса (Красса С.И., кандидат филологических наук, доцент)

Основой для развития научных исследований в Институте и базой для прохождения студентами научно-исследовательской практики стали 7 научно-образовательных центров

  1. Культурное и природное наследие Северного Кавказа (Кудрявцев А.А., доктор исторических наук, профессор)
  2. Региональное медийное пространство (Лепилкина О.И., доктор филологических наук, доцент)
  3. Новая локальная история (Булыгина Т.А., доктор исторических наук, профессор)
  4. Исторические измерения модернизационных процессов в России (Покотилова Т.Е., доктор исторических наук, профессор)
  5. Музей региональной литературы и литературного краеведения (Серебряков А.А., доктор филологических наук, профессор)
  6. Масс-медиа центр (Ежова Е.Н., доктор филологических наук, профессор) 
  7. Современность как философская проблема (Ерохин А.М., доктор социологических наук, профессор)
В настоящее время ведется работа по созданию НОЦ «Русский язык на Кавказе» на базе ранее действовавшей ПНИЛ «Текст как явление культуры: Методология. Кавказоведение. Семиотика».

5 проблемных научно-исследовательских лабораторий: 
  • Лаборатория этноконфликтологии (Авксентьев В.А., доктор философских наук, профессор)
  • Интеллектуальная история (Крючков И.В., доктор исторических наук, профессор)
  • Лаборатория биографических исследований (Колесникова М.Е., доктор исторических наук, профессор)
  • Лингвистическая экология: проблематика исчезающих языков (Грязнова В.М., доктор филологических наук, профессор)
  • Проблемы функционирования печати, телевидения и радио (Букреева И.В., кандидат педагогических наук, доцент)

Институт активно развивает сотрудничество с ведущими научными и университетскими центрами России, в том числе с Южным федеральным университетом, Российским государственным гуманитарным университетом, Саратовским государственным университетом, Южным научным центром РАН. С Институтом всеобщей истории РАН и Институтом славяноведения РАН Гуманитарный институт имеет договоры о сотрудничестве.


Большое внимание в институте уделяется международным связям, в том числе обмену визит-профессорами, проведению совместных научных проектов. Институт развивает всестороннее сотрудничество с Римским университетом La Sapienza(Италия), Капошварским университетом (Венгрия), Люблинским католическим университетом (Польша),  Харьковским национальным университетом (Украина), Ереванским государственным лингвистическим университетом им. В.Я. Брюссова (Армения), Батумским государственным университетом им. Ш. Руставели (Абхазия). В настоящее время студенты, обучающиеся в институте, получили возможность прохождения стажировок в зарубежных университетах в рамках международных студенческих обменов.


В институте активно проводится внеаудиторная работа со студентами. Ежегодно для студентов организуются различные спортивные соревнования, а особой популярностью в студенческой среде пользуются турниры по футболу, волейболу и баскетболу. При содействии руководства института и университета студенты во время летних и зимних каникул посещают основные историко-культурные центры страны, в том числе Москву, Санкт-Петербург, города Золотого кольца и Кавказских Минеральных Вод. Регулярными стали поездки студентов в Киев и Крым. Большую известность за пределами института получили студенческие художественные коллективы.

 

В институте большое внимание уделяется НИР студентов. К наиболее эффективным формам работы относятся:

  • олимпиады;
  • совместная работа с научными руководителями по написанию заявок на гранты и участие в дальнейшей разработке проекта;
  • работа в проблемных группах в рамках деятельности научных направлений;
  • поэтапное представление и обсуждение результатов этой работы через защиту курсовых и дипломных проектов;
  • выступления на студенческих и других научных конференциях;
  • участие в конкурсах научных студенческих работ;
  • публикация студенческих работ;
  • полевые экспедиции.

Особенно эффективен учебный процесс при его соединении с научно-исследовательской работой и вовлечении студентов в проблемные группы. Научная работа позволяет вывести студентов на передний край научно-исследовательской деятельности, сформировать творческие компетенции и креативность.


Студенческие научные объединения института: 

  • Студенческое научно-инновационное объединение «КЛИО» (руководитель – доцент Зозуля И.В.)
  • Клуб интеллектуально-одаренных студентов «СОФИЯ» (руководитель – профессор Каширина О.В.)
  • Студенческое научно-инновационное объединение «Информ–С» (руководитель – доцент Горбачев А.М.)
  • Молодежный инновационный центр инфокоммуникационных технологий в системе лингвистического образования «Lingua» (руководитель – доцент Каменский М.В.)
  • Инновационное студенческое объединение «Медиаволна» (руководитель – ассистент Новикова А.С.)
  • Инновационное студенческое объединение «Теледесант» (руководитель – заведующая учебной фотостудией Срыбная П.И.)
  • Молодежный инновационный центр «СТИМУЛ» (руководитель – доцент Бабенко И.А.)

В Гуманитарном институте действует Совет молодых ученых и специалистов (СМУС), призванный генерировать научную деятельность студентов, аспирантов, молодых кандидатов и докторов наук. 

 

Опыт работы студенческих обществ показывает результативность использования непрерывной научно-исследовательской деятельности от школы к вузу. Это представляется крайне важным для сохранения и использования потенциала учащихся в последующей научно-исследовательской работе в вузе по схеме «школьник-студент-аспирант-молодой ученый». Особенностью последних лет стало широкое привлечение к научно-исследовательской деятельности студентов магистратуры. Итогом НИРС факультетов Гуманитарного института стал значительный рост студенческой активности в различных формах научной работы. Участие студентов в конференциях отмечено памятными и почетными грамотами, их выступления удостаиваются Дипломами признания и призовыми местами, традиционными стали победы студентов в получении стипендии Фонда Владимира Потанина.

 

Студенты вовлечены в научное сотрудничество с общественными организациями и государственными органами с целью формирования гражданственности. Примером служит ежегодное участие студентов института во Всероссийском молодежном образовательном форуме «Селигер» и Федеральном молодежном лагере «Машук».



                         

Руководство Института:

 

 

 

 

   Директор Института: Алексей Михайлович Ерохин

  Почетный работник Высшего профессионального образования, доктор социологических наук, профессор 

  Адрес: 355009, г. Ставрополь, ул. Пушкина, 1 (корпус 20), каб. 314
  Телефон: (8652) 33-01-77, добавочный 4201
  E-mail: Inst.hum@ncfu.ru

 

  

 


                                                            Заместители директора:

 

  

 

 

  Заместитель директора по учебной работе:

  Махринова Марина Владимировнакандидат педагогических наук, доцент, 
  
Почетный работник Высшего профессионального образования

  Адрес: 355009, г. Ставрополь, ул. Пушкина, 1 (корпус 20), каб. 106
  Телефон: (8652) 33-06-95, добавочный 4203
  E-mail: gumncfu@mail.ru

 

  


    

 

   

 

  Заместитель директора по научной работе:

  Зозуля Игорь Викторович, кандидат исторических наук, доцент 

  Адрес: 355009, г. Ставрополь, ул. Пушкина, 1 (корпус 20), каб. 316Б

  Телефон: (8652) 33-01-77, добавочный 4202
  E-mail: zozulya-igor@yandex.ru

 

  

 


 

 

   

  Заместитель директора по воспитательной работе:

  Борисова Оксана Николаевна, кандидат психологических наук, доцент 
  Адрес: 355009, г. Ставрополь, ул. Пушкина, 1 (корпус 20), каб. 316А

  Телефон: (8652) 33-01-77, добавочный 4204
  E-mail: borisova@stavsu.ru

 

 


 


 





Адрес: 355009, г. Ставрополь, ул. Пушкина, 1 (корпус 20), 1-4 этаж