Северо-Кавказский федеральный университет » Кафедра романо-германской филологии и лингводидактики

Кафедра романо-германской филологии и лингводидактики

   


Контактная информация:

Адрес: г. Ставрополь, ул. Пушкина 1/Е (корпус 20), ауд. 207а, 209, 211

Телефон: (8652) 37-06-68

E-mail:kaf.rgfil@yandex.ru

 

Заведующий кафедрой: Наталия Леонидовна Московская, профессор, доктор педагогических наук 

Кадровый состав:

  1. Алюнина Оксана Германовна  доцент, кандидат психологических наук;
  2. Ганжара Ольга Анатольевна – кандидат филологических наук, доцент кафедры;
  3. Гусаренко Марина Константиновна – кандидат филологических наук, доцент кафедры;
  4. Добрынина Елена Николаевна – доцент, кандидат психологических наук, доцент кафедры;
  5. Дюмон Наталья Николаевна – доцент, кандидат психологических наук, доцент кафедры;
  6. Калашова Анна Самвеловна – кандидат филологических наук, доцент кафедры;
  7. Калиновская Елена Александровна - кандидат филологических наук, доцент кафедры;
  8. Каменский Михаил Васильевич – доцент, доктор филологических наук, доцент кафедры;
  9. Кобышева Анна Сергеевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры;
  10. Ломтева Татьяна Николаевна - профессор, доктор педагогических наук;
  11. Московская Наталия Леонидовна – профессор, заведующий кафедрой, доктор педагогических наук;
  12. Нагамова Наталья Викторовна – кандидат филологических наук, доцент кафедры;
  13. Патрушева Екатерина Владимировна – кандидат филологических наук, доцент кафедры;
  14. Пелевина Нонна Георгиевна - доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры;
  15. Пирвердиева Юлия Аванесовна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры;
  16. Решетова Инна Сергеевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры;
  17. Сальникова Нина Валерьевна – кандидат филологических наук, доцент кафедры; 
  18. Сорокина Светлана Викторовна - доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры;
  19. Старичкова Вероника Павловна – кандидат педагогических наук, доцент;
  20. Филипенко Ирина Борисовна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры;
  21. Ходус Елена Юрьевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры;
  22. Чепурина Ирина Владимировна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры;
  23. Чернецова Валерия Викторовна - старший преподаватель;
  24. Чернышова Полина Валерьевна – кандидат педагогически наук, доцент;
  25. Зуева Таисия Ивановна - старший преподаватель кафедры;
  26. Куришко Кристина Викторовна – документовед.

История кафедры

Кафедра романо-германской филологии и лингводидактики была образована в сентябре 2018 года путем слияния двух кафедр - кафедры лингвистики и лингводидактики и кафедры романо-германского языкознания и межкультурной коммуникации. Вновь созданная кафедра унаследовала лучшие достижения в области учебно-методической, научной и воспитательной работы вышеупомянутых кафедр, сохранив уважение к их истории.

 

В настоящий момент в профессорско-преподавательский состав кафедры романо-германской филологии и лингводидактики входит 24 человека, из которых – три доктора наук, 20 кандидатов наук и один старший преподаватель.


 

История кафедры лингвистики и лингводидактики

Кафедра была создана 28 июля 1997года как кафедра теоретических основ языка Ставропольского государственного университета. В 1999 году она была переименована в кафедру лингвистики и межкультурной коммуникации. В 2000 году кафедра была разделена, и на ее базе были созданы две кафедры: кафедра лингвистики и лингводидактики и кафедра межкультурной коммуникации.

2003 год – была открыта аспирантура/открытие аспирантуры по специальности 10.02.19 – "Теория языка". За истекший период защищено шесть кандидатских диссертаций (доц. Красса С.И – 4; проф. Московская Н.Л. – 2).

2004 год–защищена первая докторская диссертация/ защита первой докторской диссертации по специальности 13.00.08 – "Теория и методика профессионального образования" (проф. Московская Н.Л.). Открыта аспирантура по специальностям 13.00.02, 13.00.08. Защищено семь кандидатских диссертаций (проф. Московская Н.Л.) Началось формирования научного направления "Формирование профессиональной компетентности лингвиста-преподавателя в межкультурной образовательной парадигме",

2005 год – призовое место/ получение призового места в конкурсе УМК ("Лексикология", доц. Серебрякова Н.А.)

2006 год – получение 2-х грантов/выиграно 2 гранта: Грант Президента РФ "Молодые ученые - кандидаты наук" (доц. Булах Е.А.), проект "Информатизация системы образования", Международный банк реконструкции и развития (проф. Московская Н.Л.)

2006 год – создание научно-методической лаборатории кафедры на базе МОУ Лицей/Лицея №5 (проф. Московская Н.Л.)

2008 год – 3 место в конкурсе УМК ("Теоретическая грамматика", доц. Ярошевич Е.В.)

2008 год – начало реализации магистерских программ по направлениям "Лингвистика", "Филологическое образование", "Педагогическое образование (образование в области иностранного языка)".

2009 год – 1 место в конкурсе ЭУМК ("Стилистика английского языка", проф. Московская Н.Л., доц. Фрейзер И.В.)

2010 год – 3 место в конкурсе УМК ("Лексикология", проф. Московская Н.Л., доц. Ярошевич Е.В., ст. преп. Сорокина С.В.)

2012 год – оформление кафедра/ы лингвистки и лингводидактики в структуре факультета Филологии, журналистики и межкультурной коммуникации Гуманитарного института СКФУ.

2015 год – введение кафедры в структуру Гуманитарного института СКФУ.

Приоритетным направлением научной деятельности кафедры являлось «Формирование профессиональной компетентности лингвиста-преподавателя в межкультурной образовательной парадигме» (проф. Московская Н.Л.).

Своей основной задачей кафедра определила формирование общелингвистической, специальной лингвистической, профессионально-ориентированной коммуникативной, общекультурной и методической компетенций в структуре профессиональной компетентности специалистов лингвистического образования. Наличие в составе кафедры специалистов, реализующих дисциплины по общему и специальному языкознанию на родном и трех иностранных языках позволяло вести научно-исследовательскую работу в области сравнительного языкознания и лингвокультурологии на основе междисциплинарного взаимодействия. Социальный заказ на расширение спектра образовательных услуг в области обучения иностранным языкам получил свою реализацию через введение таких курсов, как «Методика обучения иностранным языкам в системе дополнительного образования», «Раннее обучение иностранным языкам», «Подготовка к сдаче экзаменов на международный сертификат», «Проектирование содержания обучения иностранным языкам в профильных классах».

Для устойчивой положительной динамики системы лингвистического образования кафедра ориентировалась на преемственность государственных стандартов общего и высшего образования. Это способствовало созданию единого образовательного пространства в области языкового образования в городе и крае, обеспечивая профориентационную составляющую работы кафедры (Московская Н.Л., Пелевина Н.Г.).

Одним из приоритетных направлений развития деятельности кафедры лингвистики и лингводидактики являлось активное участие в работе образовательных учреждений города и края. Одним из аспектов данной деятельности являлись проведение совместных заседаний кафедры, других связанных с производственной практикой мероприятий совместно с ведущими учителями-методистами базовых школ в рамках творческого договора о сотрудничестве, а также оказание научно-методической помощи в планировании и реализации национально-регионального компонента для общеобразовательных школ (Московская Н.Л., Зуева Т.И.). В рамках указанных договоров разрабатывались курсы по выбору для общеобразовательных школ, выполнялись выпускные квалификационные работы. В рамках учебной и практической деятельности кафедры привлекались работодатели (Букша Е.П., Абакумова Н.В., МартьяноваЕ.О.).

С 2009 г. кафедра оказывала научно-методическую помощь в подготовке учителей города и края к участию в ежегодном Всероссийском конкурсе «Учитель года» в номинациях «Педагогический дебют» и «Лучший учитель» (Московская Н.Л., Зуева Т.И.) городского, краевого и всероссийского этапов, а также в подготовке материалов для проведения краевой олимпиады школьников.

Кафедра лингвистики и лингводидактики успешно готовила студентов бакалавриата по направлению 45.03.02 Лингвистика (профиль «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур») и магистратуры по направлениям: 44.04.01 Педагогическое образование (магистерская программа «Обучение иностранному языку в диалоге культур»), 45.04.02 Лингвистика (магистерская программа «Взаимосвязанное обучение языку и культуре») гуманитарного института СКФУ к участию в ежегодном Всероссийском конкурсе «Учитель года» в номинации «Шаг в профессию» на университетском и краевом этапах.

 

Московская Н.Л. является членом жюри конкурса «Учитель года» с 2007 г., активно сотрудничает с образовательным комплексом края, проводя ежегодные мастер-классы и круглые столы для учителей школ края в рамках подготовки к городскому и краевому этапам Всероссийского конкурса «Учитель года».

Студенты Муякина В.П., Чернецова В.В., Назарьков А.А. стали победителями краевого конкурса «Учитель года – шаг в профессию» (руководитель Московская Н.Л.).

На базе МОУ Лицей №5 г. Ставрополя с 2008 – 2011 год функционировала экспериментальная площадка «Внедрение компетентностной парадигмы в процесс обучения иностранным языкам в средней школе».

Доц. Кобышева А.С. стала победителем конкурса инновационных проектов СГУ с проектом «Методика обучения иноязычной продуктивной письменной речи».

Преподаватели кафедры ежегодно участвовали в конкурсе учебно-методических комплексов. В 2009 УМК «Теоретическая грамматика» занял 3 место на университетском этапе, а в 2010 УМК «Стилистика английского языка» занял 1 место среди учебно-методических комплексов, УМК «Интерпретация публицистического текста» стал призёром университетского этапа конкурса УМК. В 2011 году учебно-методический комплекс «Прагматика публицистического текста» вышел в финал конкурса УМК в номинации «Учебно-методический комплекс по дисциплинам национально-регионального компонента».

Активное сотрудничество преподавателей кафедры с зарубежными исследователями нашло отражение в организации и проведении кафедрой мастер-классов визит-профессора оксфордского университета Карен Хьюит в рамках программы «Oxford-Russia Fund».

Преподаватели кафедры активно внедряли в учебный процесс инновационные методы обучения на основе инфокоммуникационных технологий и реализовывали элементы дистанционного обучения посредством размещения всех учебно-методических материалов на порталах электронного доступа.


История кафедры романо-германского языкознания и межкультурной коммуникации

Кафедра романо-германского языкознания и межкультурной коммуникации была образована в 2012 г. путем слияния четырех кафедр Ставропольского государственного университета: кафедры английского языка, кафедры немецкого языка, кафедры романских языков и кафедры межкультурной коммуникации.
Кадровый состав кафедры насчитывал 20 преподавателей, из них 1 доктор наук: Ломтева Т.Н. - доктор педагогических наук; 20 кандидатов наук; в 2015 году доцент Каменский М.В. защитил докторскую диссертацию на тему «КОГНИТИВНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ДИСКУРСНЫХ МАРКЕРОВ» (10.02.19 – Теория языка).

 

В настоящий момент в профессорско-преподавательский состав кафедры романо-германской филологии и лингводидактики входит 24 человека, из которых – три доктора наук, 20 кандидатов наук и один старший преподаватель.


Научная деятельность

Действующие научные направления:

  • Научное направление «Формирование профессиональной компетентности лингвиста-преподавателя в межкультурной образовательной парадигме». Руководитель: проф. Московская Н.Л.
  • Состав: доц. Пелевина Н.Г., доц. Сорокина С.В.,доц. Кобышева А.С., доц.Пирвердиева Ю.А., Чернецова В.В.
  • В круг научных интересов входит совершенствование структуры, содержания, средств и методов формирования профессиональной компетентности лингвиста-преподавателя.
  • Научное направление «Андрагогические основы профессионального лингвистического образования». Руководитель - проф. Ломтева Т.Н.
  • Данное научное направление нацелено на разработку вопросов экзистенциональной и учебной рефлексии студентов-лингвистов как обладающих социальным статусом взрослости.
  • В рамках данного направления осуществляется подготовка аспирантов и разрабатывается тематика диссертационных исследований, находящихся в русле трех научных специальностей: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования; 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (иностранные языки); 10.02.19 - Теория языка.
  • Под руководством профессора, кандидата филологических наук Каменского М.В. на кафедре функционирует Молодежный инновационный центр «Lingua», в рамках которого совместно с преподавателями кафедры и студенческим активом центра проводится работа по овладению техникой и технологией проведения занятий с применением ИКТ, созданию мультимедийных программных продуктов с целью их последующей интеграции в учебный процесс, разработке и апробации планов занятий с использованием вышеуказанных программных продуктов, разработке компьютерных тестовых заданий по читаемым дисциплинам, осуществлению научной деятельности с применением специализированных средств автоматизированного лингвистического анализа. На базе Центра проводятся регулярные заседания научного кружка "Автоматизированный анализ текста", а также обсуждения и семинары, посвященные выполнению проектов в рамках научно-исследовательской работы студентов.

Научные подразделения, создание которых планируется при кафедре в текущем учебном году:

  • Проблемная научная группа «Инфокоммуникационные технологии в обучении». Руководитель: проф.Московская Н.Л.
    Состав: доц. Пирвердиева Ю.А., доц. Пелевина Н.Г., доц. Сорокина С.В.
    В круг научных интересов входят методы обучения иностранным языкам на основе ИКТ.
    Обоснование необходимости создания подразделения: активное внедрение мультимедийных средств обучения иностранным языкам во всех звеньях образовательной системы. Опережающая подготовка будущих специалистов-лингвистов к работе в новых условиях. Создание учебно-методической базы для переподготовки учителей иностранных языков.
Научные исследования:
  • в рамках работы над докторскими диссертациями:
  1. Содержательно-ориентированное обучение иностранным языкам как основа билингвального образования (доц. Кобышева А.С.).
  2. Модели использования информационно-коммуникационных технологий в процессе формирования когнитивного компонента металингвистической компетенции лингвиста-преподавателя (доц. Пирвердиева Ю.А.).
  3. Моделирование дискурсивных маркеров по когнитивно-функциональному основанию (проф. Каменский М.В.).
  • в рамках работы над кандидатскими диссертациями:
  1. Реализация ценностного потенциала иностранного языка в формировании нравственных установок учащихся старших классов в школе с углубленным изучением английского языка (ст. преп. Чернецова В.В., руководитель проф. Московская Н.Л.).

Научные достижения студентов кафедры в 2012-2013 гг.

Дипломы I, II и III степени соответственно в факультетском этапе Всероссийского конкурса «Учитель года-2013» в номинации «Шаг в профессию» награждены Рудь И. (2012 г.), Егиазарян М., Удод Д.А. (2013г.)


Научные достижения студентов кафедры в 2013-2014 гг.

Диплом участника II тура конкурсного отбора Стипендиальной программы В. Потаниа (Чалян К.Э., Удод Д.А., Назарьков А.А., Дронова О.С.).

ДипломIIстепени в конкурсе на лучшую научно-исследовательскую работу студентов и молодых ученых федеральных университетов (ЮФУ, г. Ростов-на-Дону, 2014 г.) (Удод Д.А.).

Диплом победителя конкурса социально значимых студенческих проектов «Моя инициатива в образовании», РГПУ им .Герцена и кубок «Герценовский пеликан» (Бронникова Е.Ю.).

Грамота за лучший проект в университетском этапе Всероссийского конкурса «Учитель года – 2013» в номинации «Шаг в профессию» (Бронникова Е.Ю.).

Диплом участникаIIтура конкурсного отбора Стипендиальной программы В. Потанина(ЮФУ, г. Ростов-на-Дону, 2014 г.) (Удод Д.А.).

Благодарность за участие в соревновании молодых исследователей «Шаг в будущее» (18-22 ноября 2013 г.) в СКФО РФ в качестве молодежного жюри (Удод Д.А.).

Стипендиат Правительства РФ на 2013-2014 учебный год (Удод Д.А.).

Студенты кафедры приняли участие в международных конференциях в2013-2014 гг: IX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция. г. Москва (Дулатова Е.В.), XVI Международная конференции, посвященная проблемам общественных и гуманитарных наук», Центр гуманитарных исследований «Социум» (г. Москва) (Тендит М.В.), Международный научно-практический форум молодых ученых «Языки. Культуры. Перевод» (Греция, Халкидики) (Дронова О.С.), Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (Россия, г. Москва) (Удод, Д.А., Дронова О.С., Плотникова И.Д.), Международная научно-практическая конференция «Научные исследования современности» Польша, г. Катовице, 2013 г. (Удод Д.А.), Международная научно-практическая конференция «Перспективы развития науки и образования» Россия, г. Москва, 2013 г. (Удод Д.А.), Международная научная конференция «Русский язык в языковом и культурном пространстве Европы и мира: человек, сознание, коммуникация, интернет» Бельгия, г. Левен, 2014 г. (Удод Д.А.).


Научные достижения студентов кафедры в 2014-2015 гг.

Именная стипендия в рамках стипендиальной программы В. Потанина (Победнова А.П. – магистратура по направлению Лингвистика).

Диплом II степени Всероссийского конкурса «Учитель года - 2015», номинация «Шаг в профессию»(университетский этап) (Грицищук П.И.).

Диплом в номинации «Аспирант года» конкурса на вручение ежегодной награды студентам «Гордость СКФУ» за выдающиеся достижения в научной деятельности, значимый вклад в интеллектуальное развитие молодежи и активную деятельность на благо Университета и местного сообщества (СКФУ, г. Ставрополь) (Удод Д.А.)

Благодарность дирекции Гуманитарного института СКФУ за высокую публикационную активность и результативное участие в научных конкурсах СКФУ (Удод Д.А.)

Благодарственное письмо за участие в IIIВсероссийской студенческой олимпиаде по методике преподавания иностранных языков и культур (Шерстобитова И.С.).

Студенты кафедры приняли участие в 2014-2015 гг.: в Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2015» с получением сертификатов (Россия, г. Москва) (Логинова Е.С., Баймулова Л.Н., Подсвирова Г.Ю., Победнова А.П., Гракова Н.А., Журавлева Е.В.,Максимчук Е.М., Маркова Д.О.); в Ежегодной научно-практической конференции Северо-Кавказского федерального университета «Университетская наука - региону» и др.

Лауреат конкурса "Гордость Северо-Кавказского Федерального Университета" в номинации «Успехи в учебе» (Кабылкина Н.С.).

Благодарственное письмо Министерства образования и молодежной политики СК за активное участие в Северо-Кавказском молодежном форуме «Машук» (Кобылкина Н.С.).


Научные достижения студентов кафедры в 2015-2016 гг.

Диплом I степени за участие во II(городском) этапе Всероссийского конкурса «Учитель года России - 2015» в номинации «Педагогический дебют» (Чернецова В.В.).

Диплом III степени за участие в краевом этапе Всероссийского конкурса «Учитель года России - 2015» в номинации «Педагогический дебют» (Чернецова В.В.).

Победитель стипендиального конкурса Стипендиальной программы Владимира Потанина (Школа Благотворительного фонда В.Потанина) в номинации «Социально значимые проекты стипендиатов и грантополучателей» (Марченко Н.А.).

Диплом победителя международного конкурса «Лучшее научное эссе 2016» (г. Москва) (Масюкова О.В.).

Участие студентов кафедры в 2015-2016 гг.: Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2016» с получением сертификатов (Россия, г. Москва) (Баймулова Л.Н., Удод Д.А., Холодняк Л.В.); Ежегодная научно-практической конференции Северо-Кавказского федерального университета «Университетская наука - региону» и др.

Диплом III степени лауреата районного конкурса «Предприниматель года - 2016» в номинации «За наибольший вклад в социальное развитие муниципального образования» (Кобылкина Н.С.).

Диплом лауреата краевой молодежной премии в области науки, инновации и инициатив Премия 2020 (Кабылкина Н.С.).

Участие во всероссийской научной конференции студентов и аспирантов высших учебных заведений «Слово и текст в культурном и политическом пространстве» (Р. Коми) (Тинькова Л.И.).


Научные достижения студентов кафедры в 2016-2017 гг.

Диплом I степени по итогам V Международной научно-практической конференции "WORLD SCIENCE: PROBLEMS AND INNOIVATIONS”, а также диплом II степени II Международного научно-практического конкурса «Лучшая студенческая статья». (Чаплыгина Т.С.)

Лауреат конкурса "Гордость Северо-Кавказского Федерального Университета" в номинации "Вершины науки". (Чаплыгина Т.С.)

Диплом за 1 место в университетском конкурсе "Учитель года - 2017" в номинации "Шаг в профессию" (1-7 февраля 2017 г., Оганян В.В.) Диплом II степени краевого этапа Всероссийского конкурса "Учитель года России" 2017 года в номинации "Шаг в профессию" (Приказ от 18 апреля 2017 года № 555-пр, Оганян В.В) Лауреат краевого этапа Всероссийского конкурса "Учитель года России" 2017 года в номинации "Шаг в профессию" (Приказ от 18 апреля 2017 года № 555-пр, Оганян В.В)

Участие студентов кафедры в 2016-2017 гг.: Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2016» с получением сертификатов (Россия, г. Москва) (Кабылкина Н.С., Хусаинова Е.Ю.);


Научные достижения студентов кафедры в 2017-2018 гг.

Диплом победителя в университетском конкурсе "Учитель года - 2018" в номинации "Шаг в профессию" (Куницын В.М.)

Диплом победителя краевого этапа Всероссийского конкурса "Учитель года России" 2018 года в номинации "Шаг в профессию" (Куницын В.М.)

Благодарственное письмо администрации МБОУ СОШ №1 (Куницын В.М., Куришко К.В., Запирова С.Р., Андрусенко Я.А., Крючков Ю.И.)

 

Международная деятельность

  • С 2008 года кафедра лингвистики и лингводидактики начала сотрудничество с международным семинаром по продвижению изучения английской литературы под эгидой фонда Oxford – Russia (проф. Московская Н.Л., доц. Ярошевич Е.В. – сентябрь, 2009 г.. Доц. Кобышева А.С., сентябрь 2011-2013).
  • Ежегодное участие профессора проф. Ломтевой Т.Н. в международных конференциях Международной ассоциации преподавателей английского как иностранного в гг. Глазго, Ливерпуль, Харогейт, Манчестер, Бирмингем (Великобритания) с последующей интеграцией инновационных учебно-методических материалов в процесс преподавания на кафедре.
  • Доц. Сорокина С.В. прошла стажировку по программе «TOEFL and Academic English» в образовательном центре Kaplan International Centers в г. Нью-Йорк, США с 29.06.2013г. по 27.07.2013г. (сертификат).
  • Проф. Московская Н.Л., доц. Сорокина С.В. и доц. Пелевина Н.Г. прошли стажировку по программе Летняя школа «Международное профессиональное взаимодействие через язык и культуру». – Ставрополь, СКФУ, 2013;
  • Проф. Московская Н.Л. и доц. Сорокина С.В. приняли участие в международной программе для преподавателей «English Culture and Teacher Development Program» в Университете г. Йорк, Великобритания, с 21.07.2014г. по 01.08.2014 г. (сертификат).
  • Доц. Пирвердиева Ю.А. приняла участие в международной программе для преподавателей «English Culture andTeacher Development Program» в Университете г. Йорк, Великобритания, с 20.07.2015г. по 31.07.2015 г. (сертификат).
  • Доц. Кобышева А.С. прошла обучение в магистратуре по специальности «Linguistics and English Language Teaching» в Университете г.Лидс, Великобритания, с 10.09.2014 по 10.09.2015 гг. (диплом о присвоении степени Магистра).
  • Доц. Алюнина О.Г. InternationalSocialInnovationResearchConference (Международная конференция по вопросам исследования социальных инноваций), г. Йорк, Великобритания (2015).
  • Доц. Алюнина О.Г. Научно-практическая конференция докторантов и магистрантов Факультета лингвистики и лингвистической науки Университета Йорка «LanguageandLinguisticScienceDepartmentPGStudents’PresentationDay», г. Йорк, Великобритания (2015).
  • Маг. 1 и 2 года обучения по программе «Теоретическая и прикладная лингвистика» Максимчук Е.М. и Холодняк Л.А.. Подписание и реализация пунктов меморандума об академическом сотрудничестве с университетом г. Йорк (Великобритания): включенное обучение по магистерской программе «Лингвистика» в течение семестра.
  • Доц. кафедры РГЯ и МК Алюнина О.Г. Обучение с присвоением звания магистра по программе «Психолингвистика» университета г. Йорк (Великобритания).
  • Асп. Удод Д.А. Стажировка специалиста по международному сотрудничеству Управления международного сотрудничества отдела международных проектов и программ в Лондонском университете Риджентс «Недельная стажировка для сотрудников, занимающихся проектами программы Erasmus+», г. Лондон, Великобритания с 10 по 17 июля 2016 года (сертификат).
  • Студент бакалавриата специальности 45.03.02 - Лингвистика (профиль «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур») Куницын В.М. Интенсивные двухнедельные курсы французского языка в Педагогической школе АзурЛингва, г. Ницца, Франция, с 16.08.2016 по 26.08.2016 (аттестат о прохождении стажировки с присвоением уровня А2.2).
  • Доц. Пирвердиева Ю.А., доц. Калашова А.С. Стажировка в Академии «Mester» г.Саламанка (Испания) по программе «Intensivo de Lengua y Cultura Española». 2018г. Выдан сертификат.

Электронно-образовательные ресурсы кафедры:

  • www.sil.org
    Глоссарий, содержащий более 950 лингвистических терминов с перекрестными ссылками и списком источников (SIL International) Ред. Е. Е. Loos, S.Anderson. D.H.Day Jr., P.C.Jourdan, J.D.Wingate
  • www.uni-kassel.de
    Курс лингвистики для начинающих на английском языке
  • www.durov.com
    Сайт содержит учебные материалы по лингвистике английского языка
  • www.classes.ru
    Учебная литература по лингвистике


Направления подготовки и специализация

Бакалавриат

45.03.02 Лингвистика,направленность (профиль) «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур».

45.03.02 Лингвистика, направленность (профиль) «Теоретическая и прикладная лингвистика»

Магистратура

44.04.01 Педагогическое образование, направленность (профиль) «Обучение иностранному языку в диалоге культур».

44.04.01 Педагогическое образование, направленность (профиль) «Лингвистическое образование»

45.04.02 Педагогическое образование, направленность (профиль) «Взаимосвязанное обучение языку и культуре».

45.04.02 Лингвистика, направленность (профиль) «Теоретическая и прикладная лингвистика»

45.04.02 Лингвистика, направленность (профиль) «Деловые переговорные практики в сфере международных отношений»

 

docxИздания кафедры и научные публикации.docx 60.97 Kb

 

Участие в семинарах и конференциях

  • Региональная научно-методическая конференция преподавателей и студентов «Университетская наука– региону».
  • Международнаяпрактическаяконференция«Cooperating on new methods on learning and teaching English».
  • Семинар «Современные методики обучения иностранным языкам».
  • Семинар «Подготовка к ЕГЭ по английскому языку».
  • Семинар «Информационно-образовательная среда учебных пособий по английскому языку издательства Express publishing» и др.

Читаемые курсы (дисциплины)

  • Аналитическое чтение
  • Английский язык
  • Введение в теорию межкультурной коммуникации
  • Введение в языкознание
  • Взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности на основе ЦОР
  • Взаимосвязанное обучение языку и культуре
  • Деловой иностранный язык
  • Дискурсивные стратегии педагогического общения
  • Дисциплины по выбору
  • Древние языки и культуры
  • Информационные технологии в лингвистике
  • Информационные технологии в педагогической деятельности
  • Испанский язык
  • История, культура и литература стран изучаемого языка
  • Квантитативная лингвистика и новые информационные технологии
  • Когнитивная лингвистика в обучении иностранному языку
  • Когнитивные основы языковой деятельности человека
  • Коммуникативные стратегии и тактики устной речи
  • Коммуникативный практикум на иностранном языке
  • Компетентностная парадигма в профессиональной подготовке лингвиста-преподавателя
  • Компьютерная лексикография
  • Корпусная лингвистика
  • Корректирующий курс по первому изучаемому языку
  • Корректирующий курс по русскому языку
  • Креативноеписьмо (первый изучаемый язык)
  • Критическое мышление в обучении иностранному языку в высшей школе
  • Критическое мышление в формировании лингводидактической компетенции
  • Культурно-дискурсивная интерпретация художественного текста
  • Лексикографическая подготовка лингвиста-преподавателя
  • Лексикология
  • Лингводидактика
  • Лингводидактика как общая теория обучения иностранным языкам
  • Междисциплинарные аспекты семиотики
  • Методика обучения иностранному языку в системе дополнительного образования
  • Методика подготовки к сдаче на международный сертификат
  • Методика преподавания иностранных языков
  • Научно-исследовательская работа
  • Научно-методические основы лингвистической экспертизы
  • Немецкий язык
  • Обучение иностранному языку в системе дополнительного образования
  • Обучение критическому мышлению на основе чтения иноязычных текстов
  • Общее языкознание
  • Общее языкознание и история лингвистических учений
  • Общенаучные умения в овладении иностранным языком
  • Основы изучения языкового менталитета
  • Основы теории второго иностранного языка
  • Педагогическая антропология
  • Педагогические дискурсивные тактики
  • Переводческий аспект формирования культурной идентичности
  • Переводческое обеспечение переговорного процесса
  • Плановая научно-исследовательская работа студентов
  • Практикум по культуре речевого общения
  • Практический курс последовательного перевода
  • Практический курс речевого общения
  • Проектирование содержания обучения иностранным языкам в профильных классах
  • Раннее обучение иностранному языку
  • Русский язык и культура речи
  • Современные переговорные практики
  • Социолингвистика
  • Стилистика
  • Стилистика английского языка
  • Стилистика речи
  • Стилистика русского языка и культура речи
  • Стратегии обучения иностранному языку в компетентностной парадигме
  • Стратегии текстовойдеятельности
  • Теоретико-методологические основы деловых переговоров в сфере международных отношений
  • Теоретическая грамматика
  • Теоретическая фонетика
  • Теоретическая фонетика и фонология
  • Теория и методика обучения иностранному языку
  • Теория и практика обучения иностранному языку в диалоге культур
  • Теория и практика переговорного процесса
  • Теория и практика профессиональной коммуникации на русском языке
  • Техника чтения иноязычного текста
  • Технология написания творческих работ
  • Фонетика речевого взаимодействия
  • Французский язык
  • Этика и технологическое сопровождение переговорного процесса

Воспитательная работа

Преподаватели кафедры регулярно проводят мероприятия, направленные на развитие у студентов гражданского самосознания, уважительного и бережного отношения к родной культуре и языку: «Турнир знатоков русского языка» (доц. Ганжара О.А.), круглые столы по проблемам языковой политики на Кавказе (доц. Сорокина С.В., Ю.А. Пирвердиева). Кураторы ежемесячно организуют тематические беседы, ориентированные на формирование у студентов активной жизненной позиции, помогают им реализовать право участвовать в голосовании (доц. Пелевина Н.Г., доц. Решетова И.С., доц. Ганжара О.А., доц. Старичкова В.П., доц. Калашова А.С.).

Воспитанию гражданственности и патриотизма способствуют также встречи с деятелями политики и культуры, с представителями общественных организаций, с выпускниками факультета.

Организация культурно-досуговой деятельности студентов:

На кафедре проводятся мероприятия лингвокультурологической направленности, связанные с профилем кафедры. Это праздники, посвященные укреплению международных связей (открытие и закрытие Года Франции в России; мероприятия, посвященные Дням Германии в Ставропольском крае и т.п.), а также предметные конкурсы и олимпиады (викторина по английской фразеологии, олимпиады по стилистике русского языка и культуре речи и другим дисциплинам кафедры).

Социально-профилактическая работа:

Кафедра оказывает активное содействие в трудоустройстве как выпускникам, так и студентам старших курсов. Преподаватели ориентируют будущих учителей иностранного языка на работу в образовательном комплексе края. На кафедре сложилась система взаимодействия с профильными школами, где студенты старших курсов проходят педагогическую практику, что обеспечивает востребованность и высокую конкурентоспособность выпускников.

Заботясь о повышении статуса профессии педагога среди студентов, преподаватели кафедры во главе с проф. Московской Н.Л. участвуют в организации и проведении факультетского и университетского этапов конкурса «Профессиональный дебют», осуществляют подготовку студентов, многие из которых становятся призерами различных этапов конкурса. Победители и призеры краевого этапа и в дальнейшем не разрывают связь с кафедрой: Калиновская (Белобаб) Е.А. (2007 г., 2-е место) сегодня работает на кафедре в должности доцента, Муякина В.П.(2009 г., 1-е место) защитила диссертацию под руководством проф. Московской Н.Л., Назарьков А.А. (2010 г., 1-е место) – аспирант кафедры, Чернецова В.В. (2015 г.: 1-е место городского этапа,/1-е место на городском этапе, 3-е место краевого этапа/на краевом этапе конкурса) – на сегодняшний день работает на кафедре в должности старшего преподавателя.

Особенно следует отметить деятельность кураторов. Ими регулярно проводится организационно-профилактическая работа (содействие социальной адаптации студентов, регулирование психологического климата в группе, помощь обучающимся в разрешении межличностных конфликтов, в том числе с преподавателями и пр.), а также мероприятия по предупреждению появления вредных привычек и по борьбе с ними (беседы и кураторские часы о вреде курения и алкоголя, о противодействии распространению наркотиков, о поведении в кризисных ситуациях и т.д.).

На кафедре широко используются и традиционные формы воспитательной работы, такие, как беседы на морально-этические темы («Учитель как личность», «Этика профессиональных отношений», «Конфликтная ситуация в классе»). Регулярно проводятся кураторские часы по вопросам правового воспитания студентов, культуры быта, осуществляется посещение студенческих общежитий.


Практика, трудоустройство

Педагогическая практика студентов гуманитарного института направления подготовки 45.03.02 Лингвистика представляет собой важный и ответственный блок университетской учебной программы в парадигме профессиональной подготовки будущих специалистов. Во время прохождения практики студенты получают возможность применять в условиях реального процесса обучения иностранным языкам и культурам знания, навыки и умения, полученные за время своей учебной деятельности.

Базовыми учебными учреждениями для организации и проведения педагогической практики являются такие школы города как МБОУ СОШ № 1; МАОУ лицей № 5, МБОУ гимназия № 24; МБОУ гимназия № 25; МБОУ СОШ № 42; ГБОУ ДОД "Поиск" и другие. С данными учебными учреждениями заключены договоры о сотрудничестве.

Достаточно высокий теоретический и практический уровень профессиональной подготовки студентов, выходящих на практику, во многом способствует их раннему трудоустройству или договоренности о трудоустройстве по окончании обучения в университете.

Сегодня многие выпускники нашего факультета работают в школах города.

 

 

Традиции кафедры

В рамках создания образовательной среды, способствующей формированию таких ценностных ориентаций, как культ образования, науки, учебы, гордость за страну, университет преподавателями кафедры лингвистики и лингводидактики ежегодно проводятся мероприятия, направленные на формирование положительного образа педагогической профессии и знаний, связанных с ее освоением. Эти мероприятия являются традиционными для кафедры:

1) Организация и проведение ежегодного конкурса профессионального мастерства в номинации «Шаг в профессию» в рамках краевого этапа Всероссийского конкурса «Учитель года». Конкурс способствует повышению престижа педагогической профессии в сознании студентов, развивает у них интерес к преподавательской деятельности, выступая практическим продолжением учебных курсов педагогики, психологии, лингводидактики и методики преподавания иностранных языков.

2) Подготовка и проведение отчетных конференций по педагогической практике, отчеты студентов носят творческий характер, на конференции приглашаются студенты младших курсов и учителя школ. Подготовка и проведение этих мероприятий, всегда содержащих, наряду с серьезной теоретической частью, элементы театрализации, видеозарисовки на школьные темы, стали отличительной особенностью кафедры. Материалы о ходе педагогической практики получают освещение в СМИ, ежегодно кафедра получает благодарственные письма, свидетельствующие о высоком уровне подготовки студентов-практикантов.

3) В рамках педагогической практики студентов преподавателями регулярно оказывается помощь студентам в разработке планов уроков, подготовке внеклассных мероприятий, проводятся беседы о моральном облике учителя, о способах разрешения конфликтных ситуаций в классе.

4) Организация и проведение встреч студентов с выпускниками факультета, успешно работающими по основной специальности, в том числе с теми, кто имеет опыт работы и/или учебы за границей.

5) Проведение мероприятий, направленных на воспитание интереса к русскому языку как средству межнационального общения: ежегодный Турнир знатоков русского языка, олимпиад по стилистике русского языка и культуре речи.

6) Подготовка Недели кафедры, в рамках которой организуются выставки, отражающие различные направления деятельности кафедры, проводятся мастер-классы ведущих преподавателей, а также различные мероприятия для студентов (предметные конкурсы и викторины, экскурсии, открытые лекции и т.д.).

7) Организация и проведение мероприятий, посвященных истории, культуре, литературе, традициям и обычаям стран изучаемых языков («День английской культуре в России», «День франкофонии», «День испанистики», «День немецкой культуры»).

8) Организация и проведение олимпиад по лингвистике, фонетических конкурсов по английскому, немецкому, испанскому и французскому языкам.

9) Организация рождественских вечеров на иностранных языках, основанных на традициях проведения этого праздника в странах изучаемых языков.