Кафедра русского языка

  

Контактная информация:

Адрес: г. Ставрополь, ул. Пушкина 1Е, корпус 20, аудитория 407

Телефон: (8652) 33-02-03, добавочный 4220

E-mail: rus.kaf@yandex.ru

 

Заведующий кафедрой: Вячеслав Петрович Ходус, доктор филологических наук

Кадровый состав: 

 

  1. Грязнова Виолетта Михайловна – профессор, доктор филологических наук, профессор кафедры
  2. Джанибекова Джамиля Султановна – ассистент, аспирант СКФУ
  3. Лаврик Эльвира Петровна– доцент, кандидат филологических наук, доцент кафедры
  4. Левитская Алина Афакоевна – доцент, кандидат филологических наук, профессор кафедры
  5. Манаенко Геннадий Николаевич – профессор, доктор филологических наук, профессор кафедры
  6. Молоканова Людмила Александровна – ассистент, учитель гимназии № 25 г. Ставрополя
  7. Пенина Татьяна Петровна– кандидат филологических наук, доцент кафедры
  8. Сичинава Виктория Викторовна – старший преподаватель, аспирант кафедры русского языка
  9. Сичинава Олег Мерабович– старший преподаватель, магистр филологии
  10. Сыромятникова Татьяна Алексеевна – ассистент, учитель гимназии № 25 г. Ставрополя
  11. Сороченко Елена Николаевна – доцент, кандидат филологических наук, доцент кафедры
  12. Ходус Вячеслав Петрович – доцент, доктор филологических наук, заведующий кафедрой русского языка

История кафедры

Кафедра русского языка ведет свою историю с 1930 года, когда в г. Ставрополе был основан Агропедагогический институт. Одним из его отделений было общественно-литературное. В 1934 году образована кафедра русского языка.

В начале 1950-х годов заведующим кафедры назначена Елизавета Михайловна Ушакова, ученик академика В.В. Виноградова. В это время на кафедре формируются научные традиции, закладываются основы преподавания лингвистических дисциплин. Кафедра активно сотрудничает с крупнейшими научными центрами страны, формируется научная среда русистики, которая сохранена и в деятельности сегодняшних преподавателей.

В начале 1970-х годов кафедру возглавляет Юрий Иванович Леденев. На кафедре разрабатываются проблемы исследования неполнозначных слов, многих вопросов парадигматики и синтагматики языковых единиц, синтаксических связей и отношений в русском языке. Активно решаются задачи повышения методического уровня преподавания в школе и в вузе.

В 2001 году были созданы кафедра современного русского языка (заведующий — профессор Атарщикова Е.Н.) и общего и славяно-русского языкознания (заведующий — профессор Грязнова В.М.). В 2002 году заведующим кафедрой современного русского языка избрана Лаврик Э.П.

На кафедрах активно работает научная школа «Лингвистика текста: семантика, синтактика, прагматика», руководитель – доктор филологических наук профессор Клара Эрновна Штайн, а также научные направления: «Лингвистика текста» (руководитель – доктор филологических наук профессор Клара Эрновна Штайн) и «Семантика языковых единиц» (руководитель – доктор филологических наук профессор Виолетта Михайловна Грязнова). В 1993 году организован научный семинар «TEXTUS» (руководитель – доктор филологических наук профессор Клара Эрновна Штайн).

В 2000 году создана проблемная научно-исследовательская лаборатория «Текст как явление культуры» (руководитель – доктор филологических наук профессор Клара Эрновна Штайн). С 2014 года лаборатория получила новое название — «Текст как явление культуры: Кавказоведение. Методология. Семиотика» 

В 2012 кафедры были объединены в кафедру русского языка факультета филологии, журналистики и межкультурной коммуникации Гуманитарного института Северо-Кавказского федерального университета.

В июле 2013 года создана кафедра культуры русской речи, на которую перешли специалисты по вопросам культуры устной и письменной речи.

Профессор кафедры, ректор СКФУ Алина Афакоевна Левитская – член Совета по русскому языку при Президенте РФ.

Профессора кафедры – Грязнова Виолетта Михайловна, Манаенко Геннадий Николаевич, Ходус Вячеслав Петрович – члены диссертационного совета СКФУ.

На кафедре работают 12 преподавателей, из них 4 профессора, 3 доктора наук, 3 кандидата наук, 3 доцента, 3 представителя работодателей.


Научная деятельность

На кафедре под руководством профессора доктора филологических наук Виолетты Михайловны Грязновой функционирует Проблемная научно-исследовательская лаборатория «Лингвистическая экология: проблематика исчезающих языков», в рамках которой активно изучается говор казаков-некрасовцев. Выиграно несколько грантов РГНФ, РОПРЯЛ. Проведены крупные научные конференции. В 2012 году В.М. Грязнова была включена в состав оргкомитета празднования пятидесятилетия со дня возвращения казаков-некрасовцев. Деятельность научной группы оценена учеными РАН и ИЛИРАН, ведущими диалектологами. Изданы «Семантический словарь говора казаков-некрасовцев с лингвокультурологическими комментариями» (Ставрополь, 2012), монография В.М. Грязновой «Говор казаков-некрасовцев Ставропольского края» (Москва: Языки славянской культуры, 2016). 

Наиболее значимые публикации научного направления «Семантика языковых единиц»:

 

  1. Семантический словарь говоров казаков-некрасовцев: лингвокультурологический аспект. Ставрополь: Сервисшкола, 2012. 608 с.
  2. Характерные черты морфологии глагола островного говора старообрядцев-некрасовцев // Мир русского слова. 2014. №2. С. 17-24.
  3. Национально-культурная специфика лексики казаков-некрасовцев. Вестник Казанского университета 2014, №4, с. 66-71.
  4. Система склонений имени существительного в единственном числе в говоре казаков-некрасовцев // Филологические науки. Вопросы теории и практики»Тамбов: Грамота. № 8, ч. 2, 2015. С.63-67.
  5. Семантический потенциал слова и его реализация в речи. Филология и культура // Журнал Казанского (Приволжского) университета. 2015. №2. С. 35-41.
  6. Грязнова В.М. Говор казаков-некрасовцев Ставропольского края. М.: Языки славянской культуры, 2016. 728 с. 

Дисциплины кафедры

Направление 45.03.01 «Филология»

Профиль «Отечественная филология (русский язык и литература)»

Академический бакалавриат

 

  • Введение в языкознание
  • Общее языкознание
  • Современный русский язык
  • Фонетика и фонология.
  • Лексикология.
  • Морфемика.
  • Словообразование.
  • Морфология.
  • Синтаксис
  • Русский язык как система
  • Введение в славянскую филологию
  • Старославянский язык
  • Историческая грамматика
  • История русского литературного языка
  • Русская (родная) диалектология
  • Славянский (польский) язык
  • Лингвистический практикум
  • Лингвистический анализ художественного текста
  • Семиотика
  • Стилистика и культура речи
  • Практический курс русского языка
  • Методика преподавания русского языка
  • Лингвистические спецкурсы и спецсеминары:
  • Современная русская лексикография
  • Авторская лексикография
  • Лингвистическая безопасность и лингвистическая экология
  • Говоры Ставропольского края
  • Графика и орфография современного русского языка
  • Язык современной исторической науки
  • Активные процессы в современном русском языке
  • Орфоэпия современного русского языка
  • Плановая научно-исследовательская работа студентов
  • Диалектологическая практика
  • Производственная педагогическая практика
  • Преддипломная практика

Направление 44.03.01 «Педагогическое образование»

Профиль «Филологическое образование»

Академический бакалавриат

 

  • Современный русский язык
  • Фонетика и фонология.
  • Лексикология.
  • Морфемика.
  • Словообразование.
  • Морфология.
  • Синтаксис.
  • Введение в языковедение
  • Древние языки
  • История русского языка
  • Русская (родная) диалектология
  • Лингвистический анализ художественного текста
  • Теория языка
  • Стилистика и культура речи
  • Методика преподавания русского языка
  • Педагогическая риторика
  • Пропедевтический курс русского языка
  • Актуальные проблемы исследования лермонтовского текста
  • Метапоэтика драматического текста А.П. Чехова
  • Современная русская лексикография
  • Авторская лексикография
  • История лингвистических учений
  • Основы семиотики
  • Графика и орфография современного русского языка
  • Лингвистическая безопасность и лингвистическая экология
  • Современный славянский язык
  • Язык древнерусских летописей
  • Активные процессы в современном русском языке
  • Говоры Ставропольского края
  • Русский язык как система
  • Лингвистические основы метапоэтики
  • Первая ознакомительная практика
  • Вторая ознакомительная практика
  • Производственная педагогическая практика
  • Преддипломная практика
  • Вторая производственная педагогическая практика

Направление 45.04.01 «Филология»

Магистерская программа «Русский язык»

 

  • Филология в системе гуманитарного знания
  • История русского языка: новые концепции и проблемы
  • История русского языка в зеркале диалектов
  • Древненовгородский диалект
  • История изучения синтаксической системы русского языка
  • Русская ментальность в языке и тексте
  • Актуальные проблемы исследования языка художественных произведений
  • Фонетика, интонация, просодия русского языка
  • Проблемные вопросы морфемики и словообразования
  • Проблемные вопросы лексической семантики
  • Проблемные вопросы семантики морфологии
  • Современный русский синтаксис: новые концепции и проблемы
  • Системный подход к изучению динамических явлений на синхронном срезе языка
  • Диалектный тезаурус народов Северного Кавказа
  • Древний язык
  • Русский язык на Кавказе: история и современность
  • Русский язык как средство формирования российской общегражданской идентичности
  • Лингвоэкология
  • Современные теории дискурса
  • Культурно-риторические аспекты преподавания русского языка как иностранного для народов Северного Кавказа
  • Русское коммуникативное поведение
  • Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков
  • НИР
  • Преддипломная практика
  • Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности

Направление 44.04.01 «Педагогическое образование»

Магистерская программа «Филологическое образование»

 

  • Современные методики и технологии преподавания русского языка
  • Системный подход в преподавании русского языка в школе
  • Исторический аспект преподавания русского языка в школе
  • Социолингвистический аспект преподавания русского языка в школе
  • Проектирование содержания филологического образования в учебных заведениях разного типа
  • Преподавание орфографии и пунктуации в современной школе
  • Методика развития связной речи в современной школе
  • Практикум эксперта ЕГЭ
  • Современные средства оценивания результатов обучения
  • Методика подготовки к ГИА по русскому языку
  • Исторический комментарий на уроках русского языка
  • Методика преподавания русского языка в свете ФГОС ООО
  • Лингвистический анализ художественного текста в современной школе
  • НИР
  • Производственная практика
  • Преддипломная практика

Направление 45.06.01 «Языкознание и литературоведение»

Профиль «Русский язык» 

 

  • Русский язык
  • Фонетика и фонология
  • Лексика и словообразование
  • Морфология
  • Русская языковая картина мира
  • Синтаксис
  • Текст и дискурс
  • Практика педагогическая
  • Практика научно-производственная
  • Научно-исследовательская деятельность и подготовка научно-квалификационной работы (диссертации)

Направления подготовки и специализация

  • 44.03.01 «Педагогическое образование»
  • 44.04.01 «Педагогическое образование»
  • 45.03.01 «Филология»
  • 45.04.01 «Филология»
  • 45.06.01 «Языкознание и литературоведение»

Дополнительные образовательные услуги

На кафедре работает Служба русского языка. Позвонив по телефону 8 (8652) 33-02-03, каждый желающий получит бесплатную консультацию по вопросам функционирования языковых единиц, а также разъяснение спорных вопросов.

 

На кафедре разработана система курсов подготовки и переподготовки преподавателей, направленная на повышения уровня владения русским языком, а также его преподавания. 


Воспитательная работа

Основное направление воспитательной работы кафедры – формирование эстетического, этического и культурологического пространства современного студента. Работа ведется в двух направлениях. В образовательном процессе преподаватели кафедры обращаются к эстетике языкового выражения, к нормам морали и поведенческим заповедям, которые предписаны нам языком, а через обращение к аккумулятивной функции языка вместе со студентами открывают культурное наследие, содержащееся в языке.

Вне образовательного процесса преподаватели организуют посещение студентами библиотеки, где они осваивают безграничный мир книг, а также посещают научные и просветительские конференции. Студенты становятся активными участниками многих мероприятий, которые проводятся на базе Научной библиотеки СКФУ, Ставропольской краевой научной библиотеки имени М. Ю. Лермонтова, Ставропольской краевой библиотеки для молодежи имени В.И. Слядневой.

Преподаватели и студенты участвуют в программе патриотического воспитания. Одним из главных праздников является День Победы, а также день освобождения Ставрополя от немецко-фашистских захватчиков. В памятные дни студентами проводятся музыкально-поэтические вечера.

Преподаватели и студенты активно посещают художественные выставки, галереи, музеи, органный зал, филармонию, спектакли в Ставропольском академическом театре драмы М.Ю. Лермонтова и в студенческих студиях. Сами студенты устраивают многочисленные театральные постановки, приуроченные к литературным датам.

Одним из главных аспектов воспитательной работы является воспитание языковой дисциплины.


Практика, трудоустройство

Традиционно практика проходит в лучших школах и образовательных центрах города и края у ведущих педагогов и методистов. Нередко после практики студенты остаются работать в той же школе.

 

Также выпускники устраиваются на работу в СМИ, крупные издательские дома, продолжают обучение в аспирантуре нашего университета или в учебных и научных заведениях страны.

Традиции кафедры

Традиции кафедры представлены на неделях кафедры русского языка.

Основные праздники:

  • День Победы,
  • Дни науки в университете,
  • День славянской письменности,
  • День филолога,
  • День русского языка,
  • День родного языка,
  • юбилеи выдающихся лингвистов и художников слова,
  • празднования событий, связанных с историей казаков-некрасовцев.

Преподаватели кафедры традиционно принимают активное участие в различных этапах конкурса «Учитель года», входят в методические комиссии и в жюри различных этапов Всероссийской олимпиады по русскому языку.

С 2012 года ежегодно сотрудники кафедры участвуют в организации проведении «Русского народного собора».

С 2013 года кафедра русского языка выступает организатором Всемирной акции по проверке грамотности «Тотальный диктант» в г. Ставрополе.

В 2014 году кафедра русского языка вошла в состав жюри заключительного этапа Всероссийской олимпиады по русскому языку в г. Кисловодске.

19-20 марта 2015 Министерством образования и науки РФ, федеральной службой по надзору в сфере образования при деятельном участии и поддержке ректора университета, профессора кафедры А.А. Левитской проведен Форум русского языка и литературы «Совершенствование преподавания русского языка и литературы в школах и вузах России». В эти же дни проведено заседание Российского Союза ректоров, на котором обсуждались вопросы преподавания русского языка и литературы.

В 2016 году кафедра русского языка выступила руководителем проектов федеральной целевой программы "Русский язык" в рамках проведения мероприятий в Республике Южная Осетия и Республике Абхазия.

10 января 2017 года на базе Северо-Кавказского федерального университета состоялось расширенное заседание рабочей группы по разработке проекта концепции подготовки учителя словесности и его профессиональной аттестации Общества русской словесности на тему «Учебно-методические комплексы по русскому языку и литературе для школ с русским (неродным) языком обучения». Заседание состоялось по инициативе руководителя рабочей группы, проректора МГУ имени М.В. Ломоносова Татьяны Кортава при деятельном участии ректора СКФУ, профессора кафедры русского языка Алины Афакоевны Левитской.

В 2017 году кафедра русского языка Северо-Кавказского федерального университета приняла участие в проекте «Единая образовательная среда как основа российской национальной идентичности» на грант Президента России под эгидой Российского Союза ректоров. Основной задачей явилась разработка научно-методической концепции развития преподавания русского языка и литературы, включающей практические рекомендации для федеральных и муниципальных органов управления образованием, а также для системы общего образования в целом по разработке и внедрению эффективных образовательных моделей, нацеленных на трансляцию этнокультурного наследия и национальных культур народов России в широком общероссийском и мировом культурно-цивилизационном контексте.

В ходе работы была исследована актуальность выработки новых концептуальных подходов к подготовке учителей словесности для поликультурной школы; проведен мониторинг и оценка современного состояния подготовки учителей словесности и разработана система мер по ее совершенствованию; представлен комплекс мероприятий по формированию системы подготовки учителей словесности в многонациональном пространстве РФ; разработана системы рекомендаций.

 

Автор концепции – член Совета по русскому языку при Президенте Российской Федерации, ректор Северо-Кавказского федерального университета, профессор кафедры русского языка Алина Афакоевна Левитская.