Северо-Кавказский федеральный университет » Университет » Семинар-совещание субъектов СКФО по вопросам развития сотрудничества в сфере образования

Семинар-совещание субъектов СКФО по вопросам развития сотрудничества в сфере образования

Дата добавления материала: 20-03-2017, 14:36.

В Северо-Кавказском федеральном университете прошел семинар-совещание по вопросам подготовки педагогических кадров в СКФО, обеспечения доступности образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья и поликультурной системы образования как базовом инструменте формирования российской гражданской идентичности. Целью состоявшегося масштабного разговора была выработка согласованных позиций субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, по обозначенным направлениям деятельности сферы образования.

В совещании принимали участие: заместитель министра образования и молодежной политики Ставропольского края Галина Зубенко, ректор Северо-Осетинского государственного педагогического университета Людмила Кучиева, директор Института развития образования Чеченской Республики Хамзат Умаев, заведующий кафедрой педагогики и педагогических технологий Карачаево-Черкесского государственного университета им. У.Д. Алиева Алина Узденова, профессор кафедры русского языка Карачаево-Черкесского государственного университета Аджуа Байрамукова, представитель Колледжа сервиса и быта Республики Ингушетия Зарема Лолохоева. Четверо гостей представляли Республику Дагестан: заместитель министра образования и науки Хаджимурад Алиев, первый проректор Дагестанского института развития образования Шахруддин Шахов, директор Центра по обслуживанию деятельности образовательных учреждений, расположенных в зонах отгонного животноводства Республики Дагестан, Магомедшапи Джахбаров, старший преподаватель кафедры филологического образования Дагестанского института развития образования, координатор проекта по реализации Федеральной целевой программы «Русский язык» на 2016 – 2020 гг. Румина Исабекова.

В семинаре приняла участие ректор СКФУ Алина Левитская. Информацию о различных сторонах деятельности крупнейшего вуза Северного Кавказа в ходе семинара гостям представили также первый проректор университета Дмитрий Сумской, проректоры по стратегическому развитию и науке Андрей Лиховид, по административной работе – Надежда Акчурина. О работе институтов рассказали директоры ГИ Алексей Ерохин и ИОиСН Валерий Шаповалов. Выступили заведующие кафедрами: русского языка Вячеслав Ходус, культуры русской речи Сергей Гусаренко, социальной философии и этнологии Светлана Иванова, заведующий кафедрой дефектологии Наталья Борозинец, а также начальник учебно-методического управления Ирина Соловьева.

Алина Левитская отметила, что пять лет существования СКФУ доказали – университет состоялся. Сегодня он не только лидер в подготовке кадров высокой квалификации и в сфере научных исследований, но и экспертная площадка по развитию межнационального диалога, укреплению позиций русского языка и национальных языков. В результате переоснащения материальной базы – на это затрачено 1,3 миллиарда рублей - получена возможность вести научные исследования на мировом уровне. Созданы НИИ, НОЦ, лаборатории, исследовательские группы. Ученые 27 научных школ и 47 научных направлений повышали квалификацию в лучших вузах России и мира. Выполнены НИОКР на сумму более 1 млрд рублей. Развитая научно-инновационная инфраструктура позволяет коллективам университета выполнять крупные фундаментальные и прикладные проекты по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации, фондов научно-инновационного развития, а также индустриальных партнеров. В 2014-2016 гг. были выполнены: 14 исследований в рамках реализации государственного задания в сфере научной деятельности. Среди них «Разработка интеллектуальной системы автоматизированного учета электроэнергии в распределительных сетях 0,4-10 кВ с функцией локализации коммерческих и технических потерь электроэнергии» Института электроэнергетики, электроники и нанотехнологий совместно с АО «Концерн Энергомера». По совместному трехлетнему проекту СКФУ, Фонда перспективных исследований, Министерства образования и науки Российской Федерации с 2014 года выполняется разработка оптической керамики лазерного качества на основе редкоземельных элементов. Цель проекта состоит в создании в России ключевого центра по разработке новых перспективных оптических керамических материалов. Результаты работ могут быть внедрены в различных сферах – медицине, робототехнике и космических технологиях. Большое значение придается проекту СКФУ «Создание высокотехнологичного производства фармакопейной лактозы (молочного сахара) в России с АО Молочный комбинат «Ставропольский» по созданию технологии и импортозамещающего производства фармакопейной лактозы из молочной сыворотки производительностью 5 тонн в сутки. Фармакопейная лактоза используется в качестве основного наполнителя большинства лекарственных препаратов. Пищевая лактоза используется для производства смесей детского питания, продуктов спортивного питания и для производства широкой гаммы пищевых продуктов. В России отсутствует производство фармакопейной и пищевой лактозы, импорт фармацевтической лактозы в Россию составляет около 4 млрд руб. Этот проект имеет и экологическую ценность. Сегодня две трети сыворотки выливается, что разрушает природу. Переработка позволит обратить вред в пользу.

За период с 2012 по 2016 гг. научными коллективами университета реализован 81 проект, поддержанный грантами РНФ, РФФИ, РГНФ, грантами Президента Российской Федерации.

Сегодня в научную инфраструктуру вуза входят 2 научно-исследовательских института, 30 научно-образовательных центров, 33 проблемные научно-исследовательские лаборатории, 20 студенческих научно-инновационных объединений, 2 конструкторских бюро, 14 малых инновационных предприятий группы компаний «СКФУ-ИНКОМ».

Руководство университета предприняло систему мер для активизации публикационной активности. Они дали результат. В 2016 году в Web of science увидели свет в 2,7 раз больше работ наших коллег, чем в 2012, а в Scopus – в 4,2 раза, в РИНЦ – в 4 раза.

В 7,5 раз больше иностранных студентов стали приезжать в СКФУ. Сегодня здесь представлены 56 стран и 69 субъектов РФ. Значительно активизирована работа по введению билингвальных программ, что потребовало повысить уровень владения английским преподавателей вуза. Растет академическая мобильность преподавателей и студентов.

На 50% выросло количество магистерских программ, а число обучающихся по ним стало в 4,5 раза больше. Заключено свыше 7000 договоров с работодателями, по их запросам разработаны 40 образовательных стандартов и 44 учебные программы. Организованы 5 базовых кафедр на предприятиях. Внедряются методики ведущих отечественных и зарубежных университетов, активно поддерживается сетевое взаимодействие с ФУ, организовывается аналогичная система сотрудничества между классическими университетами округа. Это дает возможность максимально гибко и эффективно использовать интеллектуальные и материальные ресурсы каждого участника сети всеми остальными. В 7 раз больше стало программ дополнительного образования, в 12 раз увеличилось количество их слушателей.

СКФУ вошел в ряд российских кластеров – физических, химических, информационных технологий и др. Он полным ходом приближается к тому, чтобы превратиться в университет 3 поколения.

Сегодня федеральный университет стал ведущей экспертной площадкой ведения культурного диалога в регионе, дисциплины, формирующие российскую идентичность, правовую культуру и культуру русской речи, включены в список обязательных компетенций выпускников.

В 2016 году в национальном рейтинге университетов СКФУ вошел в список топ-50. В рейтинге репутации он один из 40 лучших.

Сегодня СКФУ способен реально оказывать положительное влияние на социально-экономическое развитие Северного Кавказа и на совершенствование его образовательного пространства.

– Надеюсь, в лице субъектов федерального округа мы найдем заинтересованных партнеров, – сказала Алина Афакоевна.

Федеральный университет предложил коллегам из СКФО сотрудничество, чтобы совместными усилиями сделать регион богаче.

Вячеслав Ходус представил достижения университета в сфере подготовки учебно-методических программ по русскому языку и литературе для национальных школ.

– Миссия СКФУ, – подчеркнул он, – в повышении роли русского языка и одновременно в развитии национальных языков. Для этого предлагается создать координационный учебно-методический центр, который будет заниматься и повышением квалификации преподавателей русского языка и авторов учебников русского языка для национальных школ. Федеральный университет запустил для обучающихся олимпиаду по русскому языку, что повышает конкурентоспособность выпускников национальных школ. Еще внесено предложение учредить День родного языка и проводить его во всех республиках округа наравне с Днем русского языка.

Ректор ГБОУ ВО СОГПИ РСО-Алания Людмила Кучиева представила опыт создания полилингвальной модели поликультурного образования, накопленный в Республике Северная Осетия – Алания. Параллельное изучение осетинского, русского и английского языков активизирует освоение каждого, позволяет повысить интерес к родной речи. Кроме того, в ходе подготовки учебных материалов привлечение к работе писателей, поэтов положительно отразилось на литературе республики. Этот опыт используется в Чечне, Татарстане, Якутии. Он может быть востребован и в русских школах, потому что воплощает философию подготовки гражданина многонационального государства.

Светлана Иванова рассказала о системе формирования общероссийской гражданской идентичности, выработанной в СКФУ. Разработаны 90 курсов, 19 из них обязательные, остальные – по выбору. Все они обеспечены учебными пособиями. Исследования ведутся на средства грантов Президента и Правительства РФ. Имеется мощная научная школа: над тематикой работают 55 кафедр. Университет стал экспертной площадкой по данной проблематике. Здесь ежегодно проходят такие мероприятия, как Ставропольский форум ВРНС, диалоговая площадка «Ставрополь – город межэтнического согласия». Налажено сотрудничество со школой, так как воспитательную работу следует начинать как можно раньше. Вуз может проводить повышение квалификации специалистов по патриотическому воспитанию для чиновников, журналистов, преподавателей.

Сергей Гусаренко обрисовал систему преподавания русского языка для студентов-негуманитариев и иностранцев, сформированную в университете, представил созданные кафедрой учебные пособия и подчеркнул, что проводимые кафедрой культуры русской речи практикумы ориентированы на конкретные специализации. Глава кафедры представил систему тестирования, являющуюся инструментом эффективного контроля за реальными успехами обучающихся.

Валерий Шаповалов представил концепцию и систему педагогической подготовки учителей, программу профессиональной переподготовки по всем направлениям.

 Мы справимся с повышением квалификации лучше других, – подчеркнул он, – потому что мы знаем, что вам нужно, мы готовы приехать к вам. Такой опыт есть в сотрудничестве с Дагестаном.

Гостям рассказали и об опыте организации инклюзивного образования в СКФУ. Политика университета направлена на создание вуза равных возможностей. Ее реализация требует наличия материальной среды, обучения работе с людьми с ОВЗ преподавательского состава. В университете реализуются 8 адаптированных образовательных программ. Каждый студент может выбрать, осваивать основной или приспособленный курс. Создан профориентационный навигатор для этой категории абитуриентов. В результате вдвое выросло количество поступающих и в 2 раза увеличилось число трудоустроенных выпускников-инвалидов. Реабилитация проводится не только в профессиональной, но и в социальной сфере. Работают школа бифрендинга, площадка «Территория взаимопонимания», которую посетили и высоко оценили руководители государства, мотивационная площадка «История успеха».

«Сотрудничество с ведущими вузами мира, которые занимаются данными вопросами, канадскими, английскими, немецкими, американскими, показало, что наш опыт интересен для них. Мы готовы адаптировать его для всех: проводить курсы повышения квалификации, делиться методикой подготовки специалистов», – подчеркнул Валерий Шаповалов.

Завершая совещание, ректор СКФУ Алина Левитская акцентировала внимание участников на том, что стратегическая задача крупнейшего вуза в регионе – помогать его системе образования. Федеральный университет готов к этой деятельности.


Управление по информации и связям с общественностью

 

Семинар-совещание по вопросам подготовки педагогических кадров в СКФО, обеспечения доступности образования для лиц с ограниченными возможностями здоровьяСеминар-совещание по вопросам подготовки педагогических кадров в СКФО, обеспечения доступности образования для лиц с ограниченными возможностями здоровьяСеминар-совещание по вопросам подготовки педагогических кадров в СКФО, обеспечения доступности образования для лиц с ограниченными возможностями здоровьяСеминар-совещание по вопросам подготовки педагогических кадров в СКФО, обеспечения доступности образования для лиц с ограниченными возможностями здоровьяСеминар-совещание по вопросам подготовки педагогических кадров в СКФО, обеспечения доступности образования для лиц с ограниченными возможностями здоровьяСеминар-совещание по вопросам подготовки педагогических кадров в СКФО, обеспечения доступности образования для лиц с ограниченными возможностями здоровьяСеминар-совещание по вопросам подготовки педагогических кадров в СКФО, обеспечения доступности образования для лиц с ограниченными возможностями здоровьяСеминар-совещание по вопросам подготовки педагогических кадров в СКФО, обеспечения доступности образования для лиц с ограниченными возможностями здоровьяСеминар-совещание по вопросам подготовки педагогических кадров в СКФО, обеспечения доступности образования для лиц с ограниченными возможностями здоровьяСеминар-совещание по вопросам подготовки педагогических кадров в СКФО, обеспечения доступности образования для лиц с ограниченными возможностями здоровьяСеминар-совещание по вопросам подготовки педагогических кадров в СКФО, обеспечения доступности образования для лиц с ограниченными возможностями здоровьяСеминар-совещание по вопросам подготовки педагогических кадров в СКФО, обеспечения доступности образования для лиц с ограниченными возможностями здоровьяСеминар-совещание по вопросам подготовки педагогических кадров в СКФО, обеспечения доступности образования для лиц с ограниченными возможностями здоровьяСеминар-совещание по вопросам подготовки педагогических кадров в СКФО, обеспечения доступности образования для лиц с ограниченными возможностями здоровьяСеминар-совещание по вопросам подготовки педагогических кадров в СКФО, обеспечения доступности образования для лиц с ограниченными возможностями здоровьяСеминар-совещание по вопросам подготовки педагогических кадров в СКФО, обеспечения доступности образования для лиц с ограниченными возможностями здоровьяСеминар-совещание по вопросам подготовки педагогических кадров в СКФО, обеспечения доступности образования для лиц с ограниченными возможностями здоровьяСеминар-совещание по вопросам подготовки педагогических кадров в СКФО, обеспечения доступности образования для лиц с ограниченными возможностями здоровьяСеминар-совещание по вопросам подготовки педагогических кадров в СКФО, обеспечения доступности образования для лиц с ограниченными возможностями здоровьяСеминар-совещание по вопросам подготовки педагогических кадров в СКФО, обеспечения доступности образования для лиц с ограниченными возможностями здоровьяСеминар-совещание по вопросам подготовки педагогических кадров в СКФО, обеспечения доступности образования для лиц с ограниченными возможностями здоровьяСеминар-совещание по вопросам подготовки педагогических кадров в СКФО, обеспечения доступности образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья